©Альманах "Еврейская Старина"
   2024 года

Loading

Евреи исстари проявляли особую радость по случаю рождения детей мужского пола, отдавая им предпочтение перед дочерьми. Отсюда хасидкий обычай — при рождении девочки бить кулаком по спине отца новорожденной как главного виновника.

Нина Крутова

РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА — ЕВРЕЙСКИЕ РИТУАЛЫ НА ОСНОВЕ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нина КрутоваМатериал настоящей публикации является результатом исследования исключительно дореволюционных источников. Самое раннее издание датируется 1830 годом и называется «Обряды еврейские, или Описание церемоний и обыкновений, наблюдаемых евреями как вне храма, так равно и во все торжественные дни, во время молитвы, при обрезании, при свадьбах, родинах, смерти, погребениях и проч.». Более поздние публикации повторяют информацию по теме за небольшим исключением. Так в работах И. Берлина, С. Ан-ского, А. Алексеева, К. Вольского много общего, но встречаются и свои «изюминки», которые авторам удалось выявить в ходе экспедиций, поисково-исследовательской работы, личного опыта и непосредственного общения с местным населением еврейских местечек.

В еврейских семьях традиционно было много детей. Предписание Торы «плодитесь и размножайтесь» исполнялось сполна и добросовестно. Бездетность считалась большим несчастьем, равносильным смерти. Для бесплодных женщин существовали свои магические действа:

«Когда женщине совсем не родить детей, то бабы уверяют, что есть такое растение, корень которого имеет человеческую фигуру, и что употребляя оный женщина станет рождать…» [5, с. 35].

Чадолюбие — одна из характерных черт еврейской национальной психологии. К рождению будущего ребенка подходили с большой ответственностью. Родители старались выполнить все необходимые требования, предписанные не только Законом, но и народной мудростью, обычаями, традициями, передававшимися из поколения в поколение. Существует еврейская народная пословица «Обычай сильнее закона», что находит свое подтверждение в ритуалах, связанных с рождением ребенка.

Традиции, оберегающие роженицу

С момента рождения младенца, родители оберегали ребенка и мать от влияния сатаны, который присутствовал в комнате роженицы и старался проникнуть в нее, чтобы колдовством завладеть двумя душами. Евреи верили, что дьявол всегда старался навредить человеку и выбирал для этого самые сложные периоды его жизни. Роженица, как нельзя лучше подходила для «проказ» дьявола и нечистой силы. Именно поэтому над беременной женщиной совершались обряды охранного характера.

Наиболее часто авторы рассказывают о ритуале с использованием талисмана со словами молитвы. Приведем шесть вариантов одного и того же обряда, из разных источников, но имеющих много общего в его описании.

Наиболее полный и развернутый рассказ встречается в переписке 1852 года между учителем казенного еврейского училища в Каменец-Подольском А.Б. Готлобером и цензора еврейских книг из Киева В.В. Гринбаум-Федорова.

  1. Как только рождается дитя, бабки принимают меры с целью охранения роженицы и новорожденного от демонов — слуг Лилит и Асмодея. Демоны, по народному поверью, норовят усыпить мать и насильно унести новорожденных в подарок своей повелительнице Лилит, которая высасывает из них кровь и мозг. Для защиты от опасности бабка огораживает кровать роженицы простыней и кладет в изголовье Библию или молитвенник и нож. Наклеивает на простыне, окнах и дверях амулеты, с тексом 121 псалма. Амулет составлен следующим образом: под псалмом имена трех ангелов. Если родился сын, то рисуют на амулете треугольник в виде лука со стрелой внутри, если дочь, то четырехугольник. В обоих случаях вокруг рисунка имеется надпись: «Боже разорви сатану».

Ночь предшествующая восьмому дню от рождения называется «ночью бдения». Согласно Талмуду у постели женщины должно постоянно присутствовать три человека, призванные оградить ее от злых козней демона. В квартире роженицы собираются и дети, которые выкрикивают громко слова молитвы. Все произносится громко и внушительно, чтобы устрашить Лилит и прогнать ее в страну проклятия [1, с. 287-288].

  1. Издание 1830 года представляет свою интерпретацию этого обряда. Если еврейка долго мучается родами, то супруг должен подойти к дверям комнаты прочесть особую молитву из пророка Исайи, либо принести из храма книгу с этой молитвой и оставить в комнате. Если роженица разрешилась благополучно, то слова молитвы пишут на записочке и пришивают к занавеске кровати. Проводят черту мелом по всей комнате, где лежит женщина и пишут особые слова из Кабалы, которые сами евреи порой не понимают, но искренне верят в их силу. Это считают самым надежным средством от сглаза и заговора. Беременные женщины часто носят на шее талисман — слова молитвы, написанной на оленьей коже [2, с. 233-235].
  2. Об амулетах со словами молитвы рассказывает и еврейский этнограф С. Ан-ский: «Против сглаза и колдовства практикуются предохранительные амулеты, на которых пишется какая-нибудь молитва, изречение из Библии, заклятие или слово «Шадай». Способностью охранять от дурного глаза обладают всякие Священные книги, которые кладутся в изголовье ребенка» [3, с. 73].
  3. Лучшее средство для разрушения козней этого врага человечества [сатаны] есть талисман (кусок пергамента с текстом из 121 псалма), который приклеивается или привязывается над кроватью родильницы и люльки ребенка, а также возле дверей, окон, камина или печки, т.е. у каждого отверстия, через которое нечистый дух может проникнуть в комнату, чтобы завладеть душами своих жертв [4, с.108].
  4. После родов, бабка-повитуха чертит мелом круг около стен той комнаты, где находится родильница. Женщины носят разные амулеты, чтобы облегчить роды. На всех дверях, окнах и печках навешивается талисман, состоящий из кусков бумаги, на которых написан 120-й псалом, св. писание и имена из Каббалы. Все это делается для того, что бы духи не могли проникнуть в комнату [5, с. 22-24].
  5. На бумажках, подвешенных у кровати родильницы тексты: «чародейка да не живет», на обороте «живет не чародейка». Употребив такое средство, родильница и все домашние остаются совершенно уверенными, что они будут невредимы [6, с.165].

У многих народов по поверью, звон металла отпугивал любую нечисть и был защитой против злых духов. Отсюда оберегающие мероприятия с оружием. У изголовья беременной женщины втыкали обнаженную шпагу или меч, трижды устрашающе махали ими над роженицей, около стен и на полу. Все это длилось в течение месяца. По свидетельству И. Пульнера под подушку новорожденному в качестве оберега прятали нож. О ритуале с ножом вспоминает и П. Венгерова: «В последнюю ночь перед обрезанием повивальная бабка под подушку новорожденному кладет нож. Если в этот момент ребенок вздохнет или всхлипнет, бабка многозначительно замечает — он уже знает, что его ждет. Если же ребенок улыбнется во сне, значит с ним играет малах (ангел) [7, с.224].

Для запугивания дьявола часто использовали чеснок, имевший магические свойства, благодаря острому запаху. В некоторых сефардских общинах головку чеснока клали на подушку рядом с новорожденным мальчиком во время брит милы (процедуры обрезания), а на церемонии пидьон а-бен («выкуп» мальчика-первенца) чеснок раздавали в подарок гостям.

Суеверия и предрассудки

Полина Венгерова в своих мемуарах «Воспоминания бабушки», изданных в 1908-1910 гг. рассказывает о том, что по обычаю никто в доме, кроме акушерки и самой старой женщины, не должен был знать о приближении родов. Народ верил, если об этом станет известно посторонним, значит роды будут тяжелыми, долгими и опасными. Роженицу девять раз обводили вокруг обеденного стола. Затем она должна была трижды пройти туда-сюда через порог своей комнаты [7, с.223].

У евреев, как и у многих других народов, считалось, что облегчению родов способствует отсутствие застегнутых и закрытых предметов в одежде роженицы и в помещении, где происходят роды. Женщине расстегивали все пуговицы и застежки на платье, снимали пояс, распускали волосы. Считалось, что в заплетенных волосах остается вся сила, необходимая роженице. В доме открывали все окна и двери, ящики, ворота, печные заслонки. В народе говорили: «если все будет развязано и открыто, то и роды развяжутся скорее и у роженицы также свободно откроются все «затворы и запоры», затрудняющие выход ребенка». Помимо этого, закрывали зеркала, так как верили, что в них скрывается сатана и другие демоны.

При особенно трудных родах в руку роженицы вкладывали ключ от синагоги, а рядом с ней клали ленты, которыми опоясывают свиток Торы. В некоторых еврейских общинах в особенно тяжелых случаях родственники роженицы специально шли в синагогу и открывали ковчег — арон кодеш, в котором хранится свиток Торы.

Боялись дурного сглаза, от которого особо защищали новорожденных, рожениц, детей до 13 лет:

«Ребенка берегут от глаза соседки; если он красавец нарочно называют его — мой араб, т.е. черный, дабы не навлечь на него худые глаза… Если у кого-нибудь дети умирают рано, то при рождении младенца называют стариком или старухою…» [5, с. 34].

Еврейский этнограф и писатель С.А. Ан-ский (1863-1920) в работе «Заговоры от дурного сглаза» рассказывал, что самым действенным средством от сглаза считается укрывание людей, почему новорожденного и роженицу долгое время не показывали чужим. Лучшими средствами защиты считали соль и ртуть. Именно поэтому у ребенка на шее или в кармане можно было найти маленький узелок с солью. Ртуть же прятали в трубочку из гусиного пера.

Существовала примета собрать сор с пола под кроватью, где родился ребенок, завязать его в узелок и повесить ему на шею. Родители верили, что если надевать ребенку не купленную, а подаренную одежду, то это защитит его от бед и болезней. Одна из причин сглаза — зависть. Нередко похвалу специально заменяли на противоположные эпитеты. При виде новорожденного нужно было сказать: «Какой глупый, уродливый ребенок!» и сплюнуть три раза. Порой молодые матери, не знающие этой приметы, приходили в недоумение. Ребенка прятали от потенциально «глазливых» людей. А если, пришел непрошенный гость, то после его ухода через порог бросали уголь или соль, а ребенка умывали холодной водой.

Евреи исстари проявляли особую радость по случаю рождения детей мужского пола, отдавая им предпочтение перед дочерьми. Отсюда хасидкий обычай — при рождении девочки бить кулаком по спине отца новорожденной как главного виновника [3, с. 72-73, 288].

У бухарских евреев существовали поверья, совершив которые можно облегчить роды. Пускали воду по желобу, поили водой из чаши, в которую опускали две серебряные монеты. Вращали над животом чашу с водой или петуха. К роженице пускали только тех женщин, которые легко разрешились от бремени и у которых не умирали новорожденные. Если рождалась девочка, над ней кололи сахар, как символ плодородия.

В три-четыре месяца ребенку состригали ногти, но перед этим ручку ребенка опускали в муку, из которой затем делали пельмени и угощали ими родных. Волосы стригли в год, которые бережно собирал и прятал дед ребенка.

Для защиты своего дитя от дурного глаза еврейки три раза целовали его и столько же раз отплевывались. Существовал запрет на переступание через ребенка. Если же он по какой-то причине был нарушен, то нужно было сразу же переступить через него обратно. Считалось, что если этого не сделать, то дитя перестанет расти.

Немало суеверий связано с обрядом обрезания, так как в это время младенец более всего уязвим от дурного сглаза и колдовства. Со слов раввина:

«…советую взять постороннее дитя, над которым недавно был совершен обряд обрезания и дотронуться его детородным членом к устам того ребенка, над которым должно быть вскоре совершено обрезание. Тогда никакое зло не постигнет его. Это очень хорошее средство» [6, с. 166].

В жизни еврея закон и обычай шли рука об руку. И нередко обычай возводили в ранг закона, который исполняли неукоснительно, что подтверждает историк М.И. Берлин:

«Евреи гонимые и преследуемые целые века, старались твердо сохранять все народные обыкновения, не отыскивая источников оных…, а только дорожа всем тем, что хотя сколько-нибудь народно, дабы тем укрепить дух национальности, из чего явилось правило, что обычай сильнее закона…» [5, с. 21].

Примечания

  1. Еврейская Старина. Т.3 — С-Петербург, 1910. — 703 с.
  2. Обряды еврейские, или Описание церемоний и обыкновений, наблюдаемых евреями как вне храма, так равно и во все торжественные дни, во время молитвы, при обрезании, при свадьбах, родинах, смерти, погребениях и проч.— Орел, 1830.— 336 с.
  3. Ан-ский С. Заговоры от дурного глаза и пр.// Еврейская старина Т.1— С-Петербург, 1909. — 320 с.
  4. Вольский К. Евреи в России. Их быт, цели и средства. — СПб., 1887, — 168 с. с. 108].
  5. Берлин М.И. Очерк этнографии еврейского народонаселения в России // Этнографический сборник. Вып. V — Санкт-Петербург, 1862, — 733 с.
  6. Алексеев А. Общественная жизнь евреев, их нравы, обычаи и предрассудки. — Новгород, 1868, −189 с.
  7. [Электронный ресурс]. Венгерова П. Воспоминания бабушки: очерки культурной истории евреев России в XIX в. — Иерусалим — Москва, 2017.— 349 с. URL: https://www.rulit.me/books/vospominaniya-babus (дата обращения 06.04.2023)
Print Friendly, PDF & Email

Нина Крутова: Рождение ребенка — еврейские ритуалы на основе дореволюционных источников: 2 комментария

  1. Benny B

    Некоторые суеверия и ритуалы до сих пор актуальны среди моих знакомых евреев: посторонние как можно дольше не должны знать о беременности и о сроке родов (яркий контраст с американским «baby shower»), мужья будущих рожениц регулярно открывают «арон кодеш» в синагоге, ночью перед обрезанием как минимум час читают псалмы рядом с спящим младенцем, некоторые любят амулеты со словами молитвы или Каббалы и т.д.

  2. Zvi Ben-Dov

    Интересно, хотя не знаю — соблюдаются ли эти обычаи в Израиле в различных религиозных общинах. По крайней мере я не слышал, хотя про парочку «чудес», произошедших с ними (связанных с родами) мне знакомые рассказывали. Правда, эти «чудеса» с описанными в статье обычаями связаны не были.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.